Тоталитарные секты
Тоталитарными сектами или деструктивными культами называются организации, нарушающие права своих членов и наносящие им вред путем использования психологических методов «контролирования сознания». Тоталитарность секты определяется не сущностью пропагандируемого учения, а степенью отгороженности от внешнего мира и беспрекословным подчинением нижестоящих адептов культа вышестоящим. Поэтому такой культ не обязательно имеет религиозный характер.
Секрет успешности этих организаций прост. Они используют три основные потребности каждого человека: потребность в общности, структурированности и значимости для окружающих. Этим торгуют все деструктивные культы.
Новичок всегда подвергается «артобстрелу любовью». Его окружают люди, которые предлагают ему дружбу и излучают одобрение. Эти неожиданные сердечность и внимание так высоко ценятся, что члены культов часто предпочитают отказаться от контактов со своими семьями и бывшими друзьями, жертвуют заработанные на протяжении всей жизни деньги
Что же происходит с человеком, попавшим в секту? С его точки зрения: он видит божественный свет, познает истину или, например, получает откровение. С точки зрения медицины, у него развиваются новые психические качества, которые в международной классификации болезней называются «зависимое расстройство личности» (перекладывание на других права принимать решения, подчинение своих потребностей потребностям других людей, страх одиночества и т. д.). Говоря проще, человек впадает в детство. Ему предлагается мироощущение ребенка, и он его принимает.
Для современного сектантства характерно усиленное внимание к молодому поколению. Это в первую очередь касается протестантских и исламских сектантских течений. Руководители общин, помимо прочего, понимают, что молодежь, у которой не сформировались в полной мере мировоззренческие принципы, система убеждений, легче «обработать», подчинить своему влиянию.
Советуем ознакомиться:
Библиотека «ПСИ-ФАКТОРА». Психология и религия [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lybr8.htm, свободный. – Загл. с экрана.
Список тоталитарных сект [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://anomalno.ru/religija/sekty/spisok-totalitarnykh-sekt/, свободный. – Загл. с экрана.
ББК 86.3 К 88 Кудрявцев, В. В. Лекции по истории религии и свободомыслия / В. В. Кудрявцев. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск : ТетраСистемс, 1998. – 384 с. (1гчз)
ББК 86.3(4Беи) С 79 Степаненко, Н. И. Религии и неокультовые организации на Витебщине / Н. И. Степаненко. – Витебск, 2005. – 164 с. (1гчз)
ББК 86.2 Т 65 Традиционные вероисповедания и новые религиозные движения в Беларуси: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов, воспитателей / А. И. Осипов [и др.] ; науч. ред. и сост. А. И. Осипов. – Минск : Беларусь, 2000. – 255 с. – Краткий терминологический слов. (1гчз)
ББК 63.3(0) Ч-49 Черняк, Е. Б. Невидимые империи. Тайные общества старого и нового времени на Западе / Е. Б. Черняк. – Москва : Мысль, 1987. – 272 с. (1гчз)
Волков, Е. Н. Здоровое мышление как средство профилактики и терапии патологического мышления в деструктивных культах / Е. Н. Волков // Журнал практического психолога. – 2007. – № 6. – С. 3–17. (1гчз)
Корзик, С. Гарантия свободы духа: обеспечение правопорядка в сфере религиозных отношений / С. Корзик // Беларуская думка. – 2008. – № 11. – С. 92–98. (1гчз)
Лещинская, Е. А. От духовных потребностей к душевному рабству / Е. А. Лещинская // Журнал практического психолога. – 2007. – № 5. – С. 101–108. (1гчз)
Мерзлякова, Е. Л. Опыт профилактики культового влияния в национальной системе образования / Е. Л. Мерзлякова, В. Э. Петухов // Журнал практического психолога. – 2008. – № 4. – С. 51–65. (1гчз)
Мурашев, В. "Миссионеры" / В. Мурашев // Беларуская думка. – 2006. – № 1. – С. 146–156. (1гчз)
Щекин, Н. С. Религиозный фактор общественной и государственной жизни / Н. С. Щекин, Л. Е. Земляков // Проблемы управления. – 2010. – № 1 (34). – С. 38–44. (1эз)