СЛУЦКИЕ ПОЯСАСлуцкие пояса (бел. Слуцкія поясы) – шедевр прикладного искусства второй половины XVIII века и являют собой пример высокохудожественного ручного ткачества. Они воспетые знаменитым белорусским поэтом Максимом Богдановичем.
Слуцкий пояс (бел. Слуцкі пояс) – элемент богатого мужского костюма польской и литвинской (белорусско-литовской) шляхты Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Считался признаком благородного происхождения и его наличие указывало на благосостояние владельца. Наименование происходит от названия белорусского города Слуцка. Слуцкие пояса ткались из тонких шёлковых, золотых и серебряных нитей. Длина пояса достигала от 2 до 4,5 метров, а ширина от 30 до 50 см. Пояса украшались по краям – узорной каймой, а концы – пышным, главным образом растительным орнаментом, в котором народные узоры сочетались с восточными мотивами. У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними (с обратной стороной), двухсторонние (обе стороны лицевые или одна двусторонняя с одной изнаночной). Наиболее ценимыми считались четырёхсторонние слуцкие пояса – каждая сторона пояса была разделена на две части с разными цветами, пояс складывался вдвое. Середник пояса имел орнамент с поперечными гладкими или узорными полосами, реже узор был сетчатым, в горошек и пр. Концы пояса имели сложный орнамент, чаще с двумя мотивами: чаще всего – овал, окруженный листьями со стеблями и цветами. В углу пояса с обеих сторон ткалась метка на старобелорусском и латинском языках (Слуцк, В городе Слуцке, Сделано в Слуцке). Концы пояса иногда обшивались бахромой. Слуцкие пояса повязывались сверху кунтуша – мужской верхней одежды, к поясу крепилось оружие. Первоначально пояса привозились с Востока – из Османской империи, Персии, поэтому их называли стамбульскими или персидскими. В 1758 году была организованs мануфактуры с целью производства поясов. Назывались такие мануфактуры – «персиарни» (бел. персіярні), от места происхождения прототипа слуцкого пояса. Затем в Великое княжество Литовское и Речь Постолитую были приглашены мастера из Османской империи и Персии. Поэтому первые пояса делались с восточными узорами. Обучение ткача длилось не менее семи лет. Когда местными мастерами был освоен процесс изготовления поясов, то ими стали использоваться местные мотивы в узорах поясов – незабудки, васильки, ромашки, листья клена, дуба. Слуцкие пояса производились также в Несвиже, Варшаве, Кракове и других городах Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Их производство было организовано и на московских и лионских фабриках. В Москве существовало около 20 шёлкоткаческих производств. На территории современной Польши наиболее известные персиарни находились в Кобылке и Липкове под Варшавой, где изготовление поясов наладил Яков Пасхалис. Несколько производств находились в Кракове и Гданьске. Эти фабрики находились под большим влиянием Слуцкой мануфактуры. Во второй половине XIX – начале XX века слуцкие пояса становятся предметом коллекционирования. Их собирают музеи и частные лица. Пояса стали изучаться как изделия художественного ткачества. Технологии ткачества, которые использовались при производстве слуцких поясов, как считается, ныне утеряны. Сегодня в Беларуси хранится 5(!) целых поясов, сотканных на слуцкой мануфактуре, и еще 6, сотканных на мануфактурах из других городов. А ведь до 1941 года в нашей стране хранилось 47 слуцких поясов. Впрочем, даже до войны коллекция только Государственного исторического музея России составляла целых 80 поясов. |