Вернуться на сайт

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

  Что мы знаем о слуцких поясах? Во-первых, слуцкие пояса – это наше все. Во-вторых, в Беларуси их практически нет. И в-третьих, что Богданович ошибся в своем знаменитом стихотворении: как уже говорилось, ткали пояса только мужчины.

  Ну, ошибся не только Богданович, но и сами шляхтичи, когда стали носить эти пояса.

  Оказывается, пояс да и сам шляхетский костюм пришел на наши земли с Востока. Просто с конца XVI века, когда начала существовать Речь Посполитая, аристократы увлеклись своими родословными. И зачастую строили их на мифах. Самой яркой была легенда о том, что шляхта произошла от древних сарматских племен, завоевавших в незапамятные времена белорусские и польские земли. Представители шляхты искренне верили в то, что они потомки тех славных завоевателей. А в представлении тогдашней аристократии истинный сарматский костюм должен быть похож на восточный, который не мыслим без широкого и длинного пояса.

  Но именно такой вере литвинских аристократов в придуманную ими сказку мы обязаны тем, что сегодня Беларусь знаменита на весь мир именно поясами. Вряд ли еще найдется такой пример, когда в принципе утилитарная вещь, часть одежды, ценится не меньше, а порой и больше, чем живопись, скульптура, иконопись...

  На земли Речи Посполитой пояса привозили с Востока – Персии, Османской империи, Китая. Турки, вернее турецкие армяне-христиане, стали производить пояса специально под вкусы польской шляхты. Просто на Востоке пояса закручивали в жгут, а в Речи Посполитой их любили складывать по длине и аккуратно выкладывать вокруг талии.

  Поскольку носить дорогие шелковые пояса имела право только шляхта, не носить пояс шляхтич просто не мог. Пределом мечтаний был, естественно, литой пояс, который ткали из золотых и серебряных нитей. Но стоил он очень дорого, сохранились сведения, что стоимость его могла равняться стоимость двух породистых коней. Дешевле был полулитой пояс, в нем золотые или серебряные нити добавлялись к шелковым. Простой пояс ткался только из шелковых нитей. Ну, а самые бедные, но гордые шляхтичи могли носить и "бэушные пояса", которые привозили с Востока. Они были подлатаны, выстираны и отглажены. Но это были пояса!

  Разорительная мода принудила создавать собственные фабрики уникальных поясов, так называемые «персиярни» (от слова «Персия»). Идея производить пояса у себя родилась в XVIII веке в Несвиже и принадлежала она великому гетману Литовскому Михаилу Казимиру Радзивиллу. Позже князь Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька свою мануфактуру перенес из Несвижа в Слуцк? где предприимчивые Радзивиллы строят двухэтажный особняк на берегу реки Случь, где вскоре и начнётся производство. Но самое интересное, что белорусские мастера заложили основу изысканного ткачества на две сотни лет раньше, в Слуцке до этого уже работали три ткацкие фабрики. Вот, собственно, с этого и начинается история самых знаменитых не только в Беларуси поясов.

  Правда, чтобы открыть мануфактуру, пришлось нарушить множество законов, ведь вывозить восточные станки, к примеру магелы, из Османской империи было запрещено под страхом смертной казни. Но кого это остановит, если пояс – свидетельство не только богатства, но и благородного происхождения.

  И вот, в конце 1757 года великим гетманом Литовским в Слуцк был приглашён знаменитый турецкий мастер Ованес Маджаранц, армянин по национальности. Он некоторое время работал в Станиславе (Ивано-Франковск), затем в Несвиже. Почему за дело взялись именно армянские специалисты? На Западной Украине, том числе и в теперешнем Ивано-Франковске были сильны позиции армянской диаспоры, которая поддерживала тесны связи с Персией и Турцией, где жило много армян. В Станиславе проходили обучение и два слуцких художника – Ян Годовский и Томаш Хаецкий. А уже в 1758 году Ованес Маджаранц заключает договор с князем Михаилом Казимиром о создании «фабрики перской» для изготовления «пояса с золотом и шелком» с обязательным обучением «работе перской» местных умельцев.

  В Речи Посполитой имя Ованеса Маджаранца было переделано на местный манер – Ян Маджарский. Его правнучка Елизавета является матерью Монюшко Станислава – знаменитого композитора и дирижера. Сын Маджарского – Левон (Лявон) на рубеже XVII–XIX веков становится арендатором Слуцкой мануфактуры, где уже работали около 60 ткачей. Продукция Маджарского полностью вытеснила восточные изделия с рынка Речи Посполитой

  Расцвет деятельности Слуцкой мануфактуры тесно связан с работой двух художников-текстильщиков, отца и сына, Яна и Леона Маджарских. Любопытно, что внучка последнего Елизавета вышла замуж за белорусского помещика Монюшко и родила ему сына Станислава, ставшего знаменитым композитором и дирижёром. С самого начала Маджарские поставили перед собой достойную уважения цель: искать свои приёмы в ткачестве, чтобы превзойти мастерством чужеземцев. Отсюда – многочисленные эксперименты и новации, использование элементов белорусского национального орнамента. Под руководством Яна Маджарскогорадзивиловская «песиярня» освоила выпуск удивительных тканей – двухсторонних четырёхповерхностных! У такого пояса не было изнанки, и каждая сторона разделялась на две отличные друг от друга узорные полосы. Переворачивая пояс с одной стороны на другую, хозяин мог использовать его как повседневный или парадный, праздничный или траурный… Маджарский-старший стал украшать концы изделий шелковыми однотонными «махрами» – кистями; на восточных оригиналах либо ничего подобного не было, либо просто выступали нити необрезанной основы. Кисти же, вообще характерные для славянского ткачества, придавали поясам целостность, композиционную завершенность.

  Но самым смелым нововведением Маджарских была разработка новых, уже вполне оригинальных вариантов декора. Мотивы оформления концов пояса носят у нынешних искусствоведов условные, но выразительные названия: «сухарик», «китайские облачка», «василёк», «букет», «расцветающие пни»…

  Мастерство местных ткачей было настолько велико, что кунтушевые пояса, сделанные даже за пределами Слуцка, стали называть слуцкими.

  Дошло до того, что за границей стали производить пояса по образцу Слуцких! На одной из мануфактур Лиона во Франции наладили выпуск поясов специально для экспорта в Речь Посполитую. Эти пояса, как правило, отмечали меткой «F.S.», что вполне можно было расшифровать и как «Сделано в Слуцке». В Слуцке Маджарский создал, по сути, новый тип старинных изделий: сделал пояса короче (2–3 метра вместо 4–5) и уже (40–60 см вместо привычных для турок и персов 70–80), сократил число орнаментальных мотивов, при этом тщательнее прорабатывая каждый из них. Станки его мастерской выпускали более 200 поясов в год, стоимостью от пяти до пятидесяти дукатов каждый. Ещё при жизни Яна фабрика перешла в аренду к его сыну Леону, скончавшемуся в 1811 году.

  Король Станислав Август Понятовский, пожелав открыть фабрику поясов в Гродно, обратился к Радзивиллам с просьбой одолжить мастера для налаживания производства. Но тот отказал королю. Вскоре уже не турецкие, а слуцкие пояса стали подделывать не только в Гродно, но и под Варшавой, и даже во французском Лионе. Маджарских родина не забыла. Леон, сын Яна, удостоился шляхетского звания «за развитие ремесел в государстве», получил должность ротмистра Новогрудского воеводства и почетный титул королевского камергера.

  Увы, многие внешние события мешали плодотворной работе мануфактур Слуцка. Упадок Слуцкого поясного ткачества связан с резкими политическими изменениями в крае. В 1807 году Леон Маджарский отказался от аренды мануфактуры, вернув её очередному хозяину Слуцка князю Доминику Радзивиллу (1786–1813). Объёмы производства упали так, что количество станков скоро сократилось в двенадцать раз! Слуцкая «персиярня» в 1848 году закрылась.

  После третьего раздела Речи Посполитой и восстания 1831 года на территориях вошедших в состав Российской империи было запрещено носить слуцкие пояса, меняются и тенденции моды. Под влиянием этих факторов изменяется характер производства – начинается выпуск тканей для церковных нужд.