Брак у древних славян

  У всех народов брак считается настолько важным актом, что сопровождается какой-либо значительной церемонией. Это было и на свадьбе у древних славян.

  У древних славян этот обряд назывался священный супружеский союз. Свадьба расшифровывается как СВА – небо, БО – боги, ДЕ – деяние, а в целом – Небесное Деяние Богов.

  Основу брака составляло похищение девушки из другого рода/племени или ее выкуп. Дети являлись собственностью отца, и девушка могла перейти в собственность другого мужчины только после насильственного похищения или после мирной купли. Посредством этих обычаев отец уступал свои права другому мужчине. В конце языческого периода у славян встречаются обе формы, но после принятия христианства на Руси похищение считается чем-то более грубым и худшим, свойственным язычеству.

  В тех случаях, когда речь шла не о насильственном похищении, посланцы жениха договаривались с отцом девушки о браке за выкуп, а затем через некоторое время назначалась и свадьба. Приводили невесту и приступали к венчанию. Начиналось все с церемонии, во время которой невеста вкладывала свою руку в руку жениха. Затем жених и невеста обменивались подарками, среди которых особенно важным было яблоко, так как оно символизировало плодородие и любовь. Обычай дарить перстень пришел из Византии гораздо позже.

  Потом невесту в свадебном одеянии провожали в дом жениха, где ее встречали медом и хлебом и забрасывали различными плодами, чтобы она была плодовита и зажиточна. Затем невесте торжественно расплетали косы и остригали, а оставшиеся волосы укладывали под чепец, обернутый фатой. Наконец, невеста развязывала мужу обувь в знак того, что она ему полностью подчиняется, и жених даже наносил ей символические удары. Этот обычай, по всей вероятности, перешел от соседних тюрко-татар.

  Волосы – своеобразный символ женственности. С ними связано много предубеждений. Если волосы у женщины были распущены, значит она незамужняя, а по-народному – «девка». Женщин с распущенными волосами называли ведьмами.

  На свадьбе невесте специально запутывали косу, чтобы жених долго не мог ее распустить. А распустил косу – значит взял замуж. Замужние женщины носили повойник в будни и кокошник в праздники.

  После этого женщины и дружки одевали новобрачных в новые рубахи и торжественно укладывали их на ложе. Остальные собравшиеся на свадьбу гости между тем отдавались буйному веселью с оттенком фаллического культа. В частности, о большой распространенности обрядов языческой свадьбы с песнями и с музыкальным сопровождением, свидетельствует «Слово некоего Христолюбца» (XI век), который сетует на то, что «это не брак, а идолослужение». Тот же автор жалуется, что на свадьбах изготавливают фигуры, символизирующие человеческий фаллос, и творят с ними различные непристойности.

  Обычными формами брака у славян была моногамия и полигамия. Местами, как, например, у русских вятичей, радимичей и северян, полигамия была обычным явлением. В других же местах нескольких жен брали себе лишь зажиточные хозяева, имевшие большое хозяйство, и, разумеется, князья, содержавшие целые гаремы жен, а, кроме них, еще и наложниц.

  О гаремах славянских князей рассказывает арабский путешественник Ибрагим Ибн-Якуб, отмечающий, что они держат взаперти по 20 и более жен. Летопись упоминает гарем князя Владимира с пятью женами и 800 наложницами. Другой арабский путешественник Ибн-Фадлан рассказывает о русском князе, имевшем 40 жен. Эта полигамия, разумеется, не являлась чем-то специфически славянским и была известна у всех соседей славян.

  Более редким явлением, чем полигамия, была, видимо, полиандрия. Согласно церковному уставу Ярослава, в статье XX устанавливаются наказания за сожительство двух братьев с одной женой. Однако супружество между близкими родственниками было довольно распространенно. Русское снохачество, когда отец преждевременно женив малолетнего сына, вступает затем в супружеские отношения со снохой, как это показывает статья XVII того же устава, ведет свое начало как раз с древнейших времен.

  Во всех остальных отношениях супружеская жизнь древних славян, особенно рядовых членов общин, отличалась упорядоченностью, а также верностью жен. Интересно, что свидетельства, подтверждающие это, исходят в основном от иностранцев, которые отнюдь не всегда были доброжелательны к славянам. Все они единодушно превозносят целомудрие замужних славянских женщин и их любовь к мужу, с которым в случае его смерти они добровольно уходили из этого мира.

Библиография