Свадебные обряды

  Достаточно взглянуть на безымянный палец правой руки, и можно безошибочно определить, холост человек или состоит в браке. Кольцо – символ брака.

  Как ни странно, но традиция обмениваться обручальными кольцами пришла к нам из Древнего Египта. Именно в стране фараонов жених и невеста на свадьбе дарили друг другу обручальные кольца в знак крепкой и нерушимой любви. Свадебные украшения поначалу делали из кожи, костей животных, пеньки или тростника, потом из различных металлов, в том числе и драгоценных.

  Египтяне поклонялись Луне и Солнцу – они имеют форму круга. Кольцо тоже круглое, а отверстие в центре этого круга символизировало собой ворота ко всему неизведанному. Носили их на безымянном пальце левой руки, так как считалось, что в этом пальце находится вена, которая ведет напрямую к сердцу. Кроме того, кольцо символизировало собой вечность. Кольцо жениха было золотым в знак того, что он, как солнце, должен светить своей жене светом благоразумия и благочестия. Кольцо у невесты – серебряное, подобно луне, которая заимствует свой свет от мужа и должна покоряться ему. Также кольцо жениха может быть медным, что соответствует желтому цвету, а у невесты – оловянным.

  Вслед за египтянами свадебная традиция перешла к грекам. Первоначально они предпочитали кольца из железа и только во II веке до нашей эры перешли на золотые украшения. В античном мире обручальные кольца тоже символизировали нерушимость брачных уз.

  Позднее в Древнем Риме появился обычай, по которому жених, в знак принятия на себя обязательств за будущую жену, во время обряда помолвки дарил металлическое обручальное кольцо родителям невесты.

  Начиная с третьего века, символ брака становится золотым и серебряным. Жених вручал невесте самое дорогое, что у него имелось, так как и серебро, и золото были недешевыми уже в то время.

  Однако христианская церковь далеко не сразу признала странный ритуал, за версту отдающий язычеством. Только с IX века был разрешен обмен обручальными кольцами. Первое время это были массивные, украшенные различными символическими рисунками кольца. Иногда на них изображали двух голубей, связанные руки или выгравированные имена сочетающихся браком людей. В эпоху средневековья обручальные кольца изготавливают только из этих металлов. Их начинают украшать рифлением, инкрустацией из драгоценных камней. Лидером из камней для обручальных колец был алмаз, который своей прочностью символизировал нерушимость брака. Широко использовались рубин, сапфир, аметист. На кольцах появились надписи со словами «надежда», «вера», «любовь», а также с именами брачующихся.

  Таинство венчания предваряется обручением жениха и невесты. В старину оно совершалось отдельно от венчания и являлось испытанием верности и любви, залогом которых являлись обручальные кольца. Само слово «обручение», как указывает толковый словарь В. И. Даля происходит от слова «обруч», или «кольцо», являющееся древним символом вечности. А так как цель брака есть достижение нетленного образа вечности, то и непременным условием его совершения является обмен кольцами между женихом и невестой. В древней Церкви епископ, совершая обручальное благословение, возносил такое молитвенное благопожелание: «Благослови, Господи, кольцо это... ибо как оно венчает палец человека... так и благодать Святого Духа пусть окружает жениха и невесту, чтобы они видели сыновей и дочерей до третьего и четвертого рода, которые да восхвалят имя Твое».

  На Руси обмен кольцами и вовсе приобрел удивительные формы. Так, в XV веке в соответствии с церковными правилами жениху надевали на палец железное кольцо, как знак мужской силы, а женщине – золотое, как показатель ее чистоты и непорочности.

  В Европе долгое время обручальные кольца буквально кочевали с одного пальца на другой – большой, указательный, мизинец и, наконец, безымянный. Считалось, что: большой палец означает родителей, указательный – братьев и сестёр, средний – тебя самого, безымянный – твоего партнёра (супруга/супругу), мизинец означает детей. Обручальное кольцо на правой руке носят лишь православные, подчеркивая тем самым, что данная связь угодна Богу. Католики надевают обручальное кольцо на левую руку, потому что она ближе к сердцу. Впрочем, тут возможны варианты: в США, Великобритании, Италии, Франции и Швеции кольца носят на левой руке. В Греции, Германии, России, Испании, Индии, Колумбии, Венесуэле и Чили – на правой.

  В настоящее время ЗАГС перенял эту традицию у Церкви. И обмен кольцами в ЗАГСе носит чисто символический характер. При венчании эти кольца снимают и освящают на святом престоле. Этот обряд как бы вносит в супружеские отношения некую святость.

  Имеются несколько версий происхождения традиции кричать «ГОРЬКО!». Одна версия утверждает, что эта традиция произошла от древней свадебной забавы. В отличие от нашего времени, в старину было принято играть свадьбы зимой. Это объясняется очень просто: в холодное время года сельскохозяйственные работы и другие хлопоты не могли помешать празднику.

  Когда жених с дружками, сватами и всей своей свитой приходили забирать невесту, родственники и друзья невесты сооружали во дворе невесты большую снежную горку, которую обливали водой. Горка превращалась в неприступную крепость, на вершине которой в окружении подруг стояла невеста. Под крики присутствующих «ГОРКА!!!» жених с друзьями сооружали живой мост, по которому взбирались на вершину и, прорывая живое кольцо из подружек невесты, брали приступом эту «крепость». Жених целовал невесту, а его друзья её подружек. Вся ватага скатывалась с горки и свадьба продолжалась.

  По другой версии, существует тесная связь между водкой и поцелуями. Во время праздничного застолья невеста самолично обходила гостей с подносом, предлагая каждому угоститься чаркой горькой водки. Восклицание «Горько!» было логичным подтверждением того, что в чарке находится настоящая, крепкая водка. Те из гостей, кто оставлял на подносе золотые монеты, получали в подарок сладкий поцелуй от невесты, призванный смягчить горечь напитка. Логично, что женихам не особенно нравились подобные забавы – с течением времени право на поцелуй невесты прочно закрепилось за ее избранником. Тем не менее, крепкие напитки, поцелуи и крики «Горько!» прочно слились в народном сознании.

  Еще одна версия – это способ обмануть нечистую силу. Наши предки были подвержены различным суевериям в гораздо большей степени, нежели мы. Одно из них – боязнь того, что происки злых духов способны испортить праздник и будущее семейное счастье. Чтобы ввести чертей в заблуждение, было принято кричать «Горько!» – услышав грустные возгласы, духи примут веселую свадьбу за что-нибудь унылое и не станут вмешиваться.

  В отличие от предыдущих, последнее объяснение основано на символических ассоциациях с небольшой примесью логики. Застольные возгласы «Горько!» символизируют горечь в сердцах родных и друзей, которые больше никогда не увидят жениха и невесту прежними. Прощайте, девичьи посиделки и молодецкие игрища – здравствуйте, семейные хлопоты. Разумеется, развеять скорбь гостей способен лишь долгий и сладкий поцелуй молодоженов. Это объясняет то, почему на свадьбе кричат «горько», а не «сладко».

  Бросание свадебного букета - одна из самых любимых невестами свадебных традиций. По легенде эта традиция родилась в средние века в Европе и с тех пор прочно сохранилась, практически, по всему миру.

  Невесты бросали букет незамужним гостьям, как оказывается, не от хорошей жизни. Еще до появления традиции бросания свадебного букета существовала и другая - незамужняя девушка должна была оторвать кусочек платья невесты, таким образом, получая своеобразный символ удачи в поиске жениха. Не трудно представить, как нелегко приходилось средневековым невестам, отдавая на растерзание свое свадебное платье дамам, желающим поскорей выйти замуж. В итоге от пышного платья невесты оставались только лохмотья и жалкое напоминание красоты ее свадебного наряда. Чтобы предотвратить подобное, придумали традицию бросать в толпу жаждущих поскорее выйти замуж одну деталь из гардероба невесты. Этой деталью стала подвязка. Но и здесь начались проблемы. Подружки набрасывались уже не на свадебное платье, а на саму виновницу торжества и пытались стянуть с нее заветную подвязку. Тогда невесты решили бросать не подвязки, а свадебные букеты. Сумевшая поймать букет следующей выйдет замуж, но произойдет это в течение года или позднее – здесь мнения расходились.

Библиография