Христианский брак на Руси

  Тайна брака, соединение вместе мужчины и женщины, возникла в Эдемском саду. Сам Бог установил брак, и это не было человеческой идеей. Он был задуман Богом, чтобы человек не был одинок. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». (Быт. 2:18). Термин «помощник» указывает на благотворные взаимоотношения, при которых одна личность помогает или поддерживает другую, как своего друга или союзника.

  В христианстве брак благословляется с апостольских времен. Церковный писатель III век Тертуллиан говорил: «Как изобразить счастье брака, одобряемого Церковью, освящаемого её молитвами, благословляемого Богом!».

  Чин самого браковенчания в древности совершался особой молитвой, епископским благословением и руковозложением в храме во время литургии.

  В IV веке вошли в употребление брачные, венцы, возлагаемые на головы брачующихся (на Западе им соответствовали брачные покровы). Сначала это были венки из цветов, позже их стали изготовлять из металла, придавая им форму царской короны. Они знаменуют победу над страстями и напоминают о царском достоинстве первой человеческой четы – Адама и Евы, которым Господь отдал во владение все земное.

  Несмотря на то что уже к XIII веку браковенчание совершалось отдельно от литургии, эти два таинства были тесно связаны. Поэтому с древности и до нашего времени жених и невеста, желающие сочетаться таинством брака, готовят себя к причащению благодати постом и покаянием, а в день венчания вместе причащаются Святых Божественных Тайн.

  Вступление в брак – важное и радостное событие в жизни каждого человека. Оно означает начало существования семьи – основного, первичного звена любого общества. Это также основание маленького личного хозяйства – тоже первичного звена экономики. И недаром церковное венчание включает возложение на головы новобрачных венцов, подобий царских корон. Оно символизирует то, что семья – это хиленькое царство в земном смысле и маленькая церковь в смысле духовном.

  Празднование заключения брака – свадьба – у славян являлось, пожалуй, главным событием в жизни человека и потому сопровождалось огромным количеством обрядов и примет. Большинство обрядов носило веселый характер, нравилось народу, чем и объясняется живучесть многих из них.

  В конце IX века христианство было провозглашено официальной религией Киевской Руси. С распространением новой веры началось формирование традиционного русского свадебного обряда, окончательно завершившееся только к XVI веку.

  После крещения Руси начала зарождаться новая культура, новые обычаи, что, безусловно, отразилось и на порядке проведения свадьбы. На протяжении нескольких веков наблюдалась интересная картина: с одной стороны борьба язычества и христианства – новая религия стремилась уничтожить все остатки старой; с другой стороны, происходило постепенное слияние двух верований, образуя новую своеобразную культуру, характерную только для Руси.

  Главной переменой в вопросах бракосочетания стала необходимость освящения брака церковью, без этого брак не мог считаться заключенным. Однако в целом свадьба по-прежнему носила характер массового гуляния, со множеством развлечений, пиром, длившимся 3–4 дня, хотя и со временем приобрела больше официальных, обязательных атрибутов. В XVI веке сложился порядок проведения свадьбы, четко регламентировавший роль каждого участника, этапы свадьбы, свадебную одежду и даже пищу.

  Проведение любого праздника рознилось от местности к местности, а свадьбу вообще проводили, стараясь максимально отличиться и затмить соседей, однако сложившийся порядок, определенные обряды, ставшие уже свадебной традицией, соблюдались довольно строго. Основная масса этих обрядов сохранилась со времен языческой Руси, но были и новые, пришедшие с христианством или заимствованные у других народов. К последним можно отнести существовавшие еще в античности ритуалы, как обмен кольцами, осыпание молодоженов зерном, деньгами. Даже традиционный русский ритуал «хлеб-соль», по мнению многих, заимствован у древних римлян, лишь слегка видоизменившись.

  При заключении брака одним из самых важных вопросов был имущественный. Поскольку браки заключались, в основном, по договору между родителями молодых, любовь между женихом и невестой имела мало значения, в первую очередь оценивалось как общественное, так и материальное положение семьи. Поэтому для многих крестьянских семей рождение дочери означало серьезные траты – семья должна была многие годы во многом себе отказывать, чтобы обеспечить будущей невесте приданное. «Бесприданница» могла остаться без мужа или быть негативно принята новой семьей.

  В целом свадебные обряды для славян были не просто способом проведения свадебного торжества, а определенными религиозно-магическими действиями, которые должны были подарить новой семье гармонию в отношениях, здоровье, достаток и, конечно, много детей. Помимо этого, одной из самых главных задач обряда была защита молодых от порчи и сглаза – считалось, что в такой день молодые наиболее уязвимы. Охранять молодоженов должны были и люди и вещи: фата, например, носила функцию оберега.

  Нужно отметить, что соблюдение всех обрядов было обязательным лишь в случае, если брак был первым хотя бы у одного из молодоженов, свадьбы овдовевших людей проводились в упрощенном порядке. Третий брак, который в принципе был большой редкостью, проходил без венчания, так как не одобрялся церковью. Четвертый брак и вовсе был запрещен, однако дети от него все же считались полноправными наследниками.

  В целом Средние века на Руси можно назвать периодом становления свадебных традиций. Даже сейчас, столько столетий спустя, редкая свадьба обходится без традиционного каравая, без фаты, и уж точно сложно себе представить свадьбу без обмена кольцами. Увы, для большинства, традиционные свадебные ритуалы стали скорее театральным действом, нежели верой в их значение, но все же эти свадебные традиции продолжают существовать, являясь неотъемлемой частью русской культуры.

Библиография