Свадебные традиции русских
Традиционно в России самым подходящим временем для свадьбы считались осень (с Покрова дня) и зима (от Крещения до Масленицы). Этот период был благоприятен как по церковным канонам, так и потому, что в это время крестьяне были свободны от сельскохозяйственных работ. Особенно удачными считались браки и знакомства, совершенные к Покрову дню. Весной и летом заключались лишь «вынужденные» браки, т.е. браки по каким-либо обстоятельствам, например, беременность невесты. Самым неблагоприятным месяцем для свадьбы считался май, в это время браки практически не заключались.
Вообще подходящих дней для свадьбы было немного: Православная Церковь запрещала венчание в течение постов; во время Масленицы; на Пасхальной Седмице, в период Святок, накануне двунадесятых и великих праздников; накануне среды, пятницы и воскресных дней; в предшествующий день перед престольными праздниками храма, в котором планируют совершить Таинство.
До XVII века свадьбы играли в очень раннем возрасте – жениху и невесте, как правило, было по 12–13 лет. Готовить к браку детей начинали практически с рождения – девушки должны были уметь вести хозяйство, знать все свадебные традиции и предписанный порядок свадьбы. Старшая из дочерей обязательно должна была выйти замуж первой, ее одевали лучше сестер, она была более свободна, ее всячески «славили» в общине.
Выбор невесты происходил на общественных смотринах всех невест деревни, которые, как правило, устраивались во время престольных праздников или весенне-летних гуляний. На таких смотрах собирались парни с родителями и с окрестных деревень и односельчане. Выбор невесты осуществляли родители жениха, обязательно по согласованию со всей родней, мнением парня интересовались в последнюю очередь или не интересовались вовсе. Невеста выбиралась исходя из материального положения и знатности ее семьи (оно должно было соответствовать положению семьи жениха), ее личных качеств, рабочих навыков, ее репутации и, главное, ее перспективности как продолжательницы рода. Выбрав подходящую девушку, родители собирали семейный совет, обсуждались все качества будущей невесты, выяснялось, нет ли родства между молодыми.
Предлагали сыграть свадьбу обычно родители жениха, реже – невесты. Для людей высших сословий считалось обычным выбирать пару для своих слуг, невзирая на их мнение и мнение их семей. Так, царь выбирал невест для своих бояр и придворных, помещики зачастую выбирали невест для своих крестьян. Невесту и жениха, не согласных с мнением родителей, либо вышестоящих лиц, как правило, принуждали к браку силой и угрозами.
Девушки, не имея права на собственный выбор, используя гадания, старались узнать, каким будет их супруг, когда произойдет свадьба. Самым лучшим периодом для гаданий считался Покров день и Святки. Гадали по снам, по собачьему лаю, на свечах, отражениях в воде. Чего только не придумывали невесты!
Если девушка не выходила замуж в положенный срок (до 20 лет), ее считали «перестарком». Таких обходили стороной, своих сыновей не предлагали, считали, что девушка с пороком. Парня, не нашедшего свою суженую до определенного возраста, также осуждали, величали «бобылем».
Браки без благословления родителей заключались крайне редко и резко осуждались общественностью. Считалось, что такие браки несчастливые, заканчиваются плохо. Причинами для вступления в тайный брак, как правило, становилась любовь между парнем и девушкой, неравными по социальному или материальному положению, добрачная беременность, отказ родителей в благословлении. Случалось и такое, что родители сами организовывали побег молодых, дабы избежать расходов, связанных со свадьбой.
Происходила тайная свадьба следующим образом: молодые, предварительно договорившись, сбегали и тайно венчались в церкви, а затем, через какое-то время возвращались, прося прощения и благословления у родителей. Родители давали свое согласие либо сразу, либо, в худшем случае, через какое-то время. Развести молодых было невозможно, поэтому выхода было лишь два – благословить молодых хлебом и иконой (иногда после предварительного телесного наказания, формального или реального), либо отказаться от всякого родства со своей дочерью (сыном).
Основные этапы свадебного обряда и свадебные чины крестьянской (традиционной)свадьбы были характерны и для города. Сохранялись и некоторые магические обряды деревенской свадьбы. Другие же обряды отличались от крестьянских, но, тем не менее, многое указывало на их происхождение. Так, вместо традиционного осыпания зерном или хмелем в молодых горожан бросали денежные монеты. Добытая таким образом сумма, которая нередко имела довольно-таки приличный размер, поступала в распоряжение молодой семьи.
Как и в деревне, горожане считали, что существуют дни благоприятные и неблагоприятные для свадьбы. К неблагоприятным дням относились среда, пятница и тринадцатое число каждого месяца. Как и в деревне, в свадебном обряде негласно царил культ нечетного числа: свадебный поезд должен был состоять из нечетного числа лошадей и людей, на свадебный стол подавали нечетное количество праздничных кушаний, свадебные букеты составлялись из нечетного количества цветов.
В городе отсутствовали, главным образом, обрядовая баня и обычай расчесывания молодой. Единственным внешним признаком, отличавшим замужнюю горожанку от незамужней, было обручальное кольцо на безымянном пальце правой руки.
Любой городской свадьбе предшествовало сватовство, но не за любым сватовством следовала свадьба. Роль свахи в городе была более важной, чем в деревне. В обязанности городской свахи входило не только сватовство, но и подбор подходящей по всем параметрам невесты. Для этого она должна была обладать большой базой данных, содержащей сведения, как обо всех девицах замужнего возраста, так и о потенциальных женихах своего социального круга. Чтобы найти подходящую пару для клиента, сваха посещала вечеринки и традиционные места скопления девиц на выданье, присматривалась к ним, выясняла размер их приданого, социальное положение родителей и т.п.
Сватовство в городе проходило также как и в деревне: родители жениха засылали в дом невесты сватов. В случае положительного разрешения сватовства назначали день смотрин невесты.
Смотрины невесты в разных сословиях проходили по-разному. В семьях простого народа и жителей городских окраин смотрины напоминали аналогичный по смыслу крестьянский обряд. В ремесленной среде было обязательным «испытание невесты» – проверка ее способностей к ремеслу. Здесь невеста рассматривалась как еще одна пара рабочих рук, поэтому родителей и родственников жениха в первую очередь интересовала ее трудоспособность.
В купеческой и зажиточной мещанской среде, где товарно-денежная сторона свадьбы была особенно подчеркнута, смотрины невесты состояли из двух частей: знакомства жениха с невестой и «торгов» свахи с отцом невесты по поводу невестиного приданого.
В дворянских семьях смотрины невесты проходили без каких-либо обрядовых действий. В доме невесты устраивали званый обед, на котором присутствовали родители невесты, родители жениха, крестный отец жениха или его дядя. Если между обеими семьями существовали давние дружеские отношения, то на смотрины также приглашались остальные домочадцы, включая сестер и братьев жениха. Огромную роль в дворянских свадьбах играло приданое невесты. Однако, в отличие от купеческой среды здесь обрядового торга не существовало. Опись приданого, включая все движимое и недвижимое имущество, размер денежного капитала и ежегодного дохода от него, оформлялась в виде особого брачного контракта.
Большое значение для горожан имело церковное оглашение будущей свадьбы. Согласно действующим канонам Православной Церкви, желающие вступить в брак должны были в устной или письменной форме сообщить священнику своего прихода имя, происхождение и социальное положение своего избранника. После этого три ближайших воскресенья (или праздничных дня) священник по окончанию литургии объявлял прихожанам имена жениха и невесты. Делалось это для того, чтобы выяснить, нет ли каких-либо препятствий и помех к браку. Если молодые принадлежали к разным приходам, то соответствующие объявления делались священниками обоих церквей.
Накануне венчания в дом жениха перевозили приданое невесты. Среди дворян перевоз приданого не сопровождался публичными обрядами. Зато сразу после отбытия поезда с приданым невеста в сопровождении матери уединялась для совместного моления на образа. Этот обряд также встречался среди купцов и мещан.
В церковь молодые ехали порознь и разными путями, а возвращались в дом жениха в общем свадебном поезде. Весной или осенью путь новобрачных усыпался цветами. На купеческих свадьбах от поезда до церкви стелили ковровую дорожку, а от входной двери до аналоя – атласную или бархатную. Сама церемония церковного венчания происходила в крайне торжественной атмосфере. На обряд венчания стекались люди со всей округи. Чтобы ограничить число желающих поглазеть на венчание молодых, богатые горожане рассылали специальные пригласительные билеты, без которых не пускали внутрь храма.
Из церкви новобрачных встречали родители жениха: отец держал икону, а мать – хлеб-соль. Молодые кланялись им, принимали их благословение и по очереди трижды целовали родителей.
В зависимости от степени материального благосостояния родителей новобрачных свадебный ужин устраивался с различной пышностью. При этом основные моменты праздничного стола у разных сословий совпадали. Так, первыми подавали холодные закуски, среди которых всегда присутствовали блюда из свинины. По русскому поверью, свиное мясо обеспечивало плодородие, богатство и благополучие. Интересно, что жареный или отварной поросенок появлялся на праздничном столе не только у русских, но и у других народов. В бедных домах первым свадебным блюдом шел холодец. По другим сведениям, сначала на свадебном балу подавали чай и сладкое, затем десерт, и только после этого шел праздничный ужин.
Первым горячим блюдом свадебного стола был суп: у простонародья – традиционная куриная лапша, у дворян и богатого купечества – раковый суп, с которым подавали паштет и подовые пирожки. Основным горячим блюдом свадебного застолья неизменно была жареная или вареная курица (гусь, индейка). Это было ритуальное блюдо, поедание которого сопровождалось обрядовыми действиями.
У всех слоев городского населения свадебное застолье сопровождалось песнями и танцами, только исполнялись они в разной манере. В дворянской и богатой купеческой среде были популярны городские романсы, которые пелись под гитару. Песни и пляски никогда не исполнялись за свадебным столом: для них отводилось особое время и место. Часто утраивались специальные свадебные концерты с участием профессиональных певцов и музыкантов. Традиционно свадебный бал открывался «вальсом молодых».