Советская брачная обрядовость

  За XX столетие содержание и порядок традиционного свадебного обряда забылся окончательно. Из некоего сакрального акта пробуждения женского начала свадьба превратилась в большую вечеринку по случаю получения двумя молодыми людьми штампа в паспорте. Белоснежное платье невесты не имеет ничего общего с трауром. Жених из опасливо крадущегося по миру мертвых чужака стал безусловным хозяином положения. Он сам выкупает невесту и сам отгадывает загадки её подруг, вошедшие в моду в 1950-е годы.

  Свидетели, пришедшие на смену дружке, нужны только для того, чтобы поставить свою подпись в ЗАГСе. За них все делает тамада или ресторанный распорядитель. Об их прежней роли напоминает лишь лента через плечо, в которую трансформировалось погребальное полотенце. Ритуальный веник давно превратился в невестин букет. Фата не обязательна: взор новобрачной теперь никого не пугает. От прежнего обычая остался лишь запрет молодоженам смотреть друг другу в глаза во время обмена кольцами, а то будут изменять.

  Плакать невесте теперь тоже незачем. Всплакнуть можно разве что с утра перед приездом жениха. Вместо кладбища новобрачные теперь заезжают к вечному огню или памятникам. Сохранились подношение каравая, осыпание зерном и монетами - это понятно: семейного согласия и достатка хочется во все времена. По этой же причине остались и многочисленные обереги.

  Смутным напоминанием о воскрешении новобрачной служит обряд её кражи в конце свадебного банкета, но здесь произошло явное смешение с кавказской традицией. И ищут её теперь не родственники, а молодой муж - так логичнее с точки зрения здравого смысла, ведь об истинном значении традиции уже никто не помнит.

  Разрушение традиционного свабедного обряда началось после Октябрьского переворота. В 1920-е гг. коммунисты нередко относились к семье враждебно. «Буржуазная» и «патриархальная» — вот два слова, часто стоявшие вместе со словом «семья». Правила приличия, принятые до революции в респектабельном обществе, осмеивались как «мещанство» и «обывательщина», молодое поколение в особенности отличалось сексуальной свободой и неуважением к институту брака. Обычным явлением стали «свободные» (незарегистрированные) браки и разводы по почте; аборт был узаконен. В то же время, с начала 1920-х годов начинаются спонтанные поиски ритуалов и праздников, способных стать альтернативой церковным.

  В начале 1920-х годов соблюдался старинный и грубый обычай: новобрачных вели по городу в сопровождении гармониста, распевавшего во всю глотку похабные песни. И в то время, когда молоденький паренек рвал меха гармоники и оглашал улицы беспощадной нецензурщиной, молодые важно шествовали под ручку с полным сознанием всей торжественности момента.

  В народных домах (так тогда назывались клубы) начали проводиться торжественные заседания, на которые почетными членами приглашались пары брачующих. Как и положено – на сцене в президиуме представители от партии, комсомола, волисполкома, потребительского общества, комитета крестьянской взаимопомощи. Торжественное заседание открылось хоровым исполнением присутствующих партийного гимна «Интернационал» и песни «Смело, товарищи, в ногу». По окончании пения, с приветствиями выступали члены президиума. После всех приветствий зачитывались торжественные акты записей браков. Заключительное слово предоставлялось секретарю партячейки, Он призвал всех присутствующих забыть темные предрассудки и идти к светлому будущему нового быта, за что единогласно голосовали. Криками «ура» и пением «Интернационала» торжественное заседание завершалось.

  К концу 1930-х гг. свободный брак уже не пользовался популярностью, и те, кто до сих пор жил в свободном браке, стремились зарегистрировать свои отношения. Однако молодым было запрещено венчаться, только формальная регистрация брака, было отменено, даже сватовство – один из самых старинных обычаев.

  Однако искоренить вековые традиции было не так просто и нередки были случаи, когда молодые зарегистриров гражданский брак в ЗАГСе, потом потом венчались в церкви. Подобные случаи разбирались на комсомольских и партийных собраниях. Накладываемые взыскания были серьезны, вплоть до исключения. Узнать имена несознательных молодоженов было несложно. С 1962 года во всех приходах обряды могли проводиться только при наличии предварительно выписанной и оплаченной квитанции, содержащей данные лиц, принимающих таинство. К Уполномоченному по делам религий стекались данные со всей области. Динамика показателей – рост или сокращение обрядности в городах и сельской местности – тщательно анализировалась, так как шла борьба за окончательное изживание религиозной обрядности. Списки лиц, совершающих обряды, передавались в советские и партийные органы для проведения дальнейшей воспитательной работы.

  С 50-х годов, в целях увеличить рождаемость в стране, советское государство всячески поддерживало желание граждан официально оформить отношения. На холостяков, которые желают жить в «гражданском браке» и чувствовать себя холостыми оно накладывало налог.

  .Для усиления значения регистрации брака для молодоженов и всего общества стали открываться специальные Дворцы бракосочетания – богато украшенные и обставленные здания. В отличие от ЗАГС, где регистрировались рождения, смерти и разводы, в них игрались только свадьбы, причем обязательно в торжественной обстановке. Первый в СССР Дворец бракосочетания был открыт в Ленинграде 1 ноября 1959 г., затем в 1961 г. в Москве, а позже и в других крупных городах. В них регистрировали лиц, вступающих в брак в первый раз. Идея оказалась весьма удачной – очереди из желающих сыграть свадьбу во Дворце были внушительными; при том, что регистрацию здесь проводили во все дни недели.

  В условиях дефицита большинство свадебных предметов было невозможно приобрести, поэтому в ЗАГС после подачи заявления будущим молодоженам стали выдаваться специальные талоны, которые давали возможность приобретения товаров в магазинах для новобрачных: обручальные кольца, платье для невесты, костюм для жениха, обувь, украшения, букеты, ленты. Талоны выдавались на продукты питания, заказ транспорта, ресторанов, фотографа и многое другое.

  Невесты 50-60-х часто в своем наряде руководствовались минимализмом, скромное, короткое (чуть выше или ниже колена) свадебное платье, высокая свадебная прическа в ретро стиле, туфли на каблуке, никаких перчаток. Вообще же образ советской невесты немыслим без фаты, она может быть и длинной, и короткой. Свадебный наряд жениха традиционно украшала веточка искусственных цветов, обычно белого цвета, или один большой цветок, прикалывавшийся к верхнему карману или воротнику. Костюм жениха – строгий костюм-двойка, иногда тройка. В СССР искусство оформления букетов еще не было развито на таком уровне, как в наши дни. Для букета невесты использовались не только розы, но и гладиолусы разных цветов и популярные тогда гвоздики – красные, розовые, белые.

  Богатые граждане СССР праздновали свадьбу в ресторане, а те, кто победнее – в столовой. Это вовсе не считалось зазорным, в советское время столовые были широко распространены и популярны. Гостей традиционно размещали за длинным столом, в центре которого сидели жених и невеста. Окна украшали тяжелые советские ламбрекены или сочетание бордовых штор и тюлевых гардин. Для декора зала часто использовались искусственные цветы, так как большое количество живых цветов достать было просто сложно.

  Хорошим вариантом бюджетной свадьбы было проведение торжества дома.

  Лимузин советских времен – «Чайка», белая или черная, украшенная яркими лентами, живыми цветами и эмблемой обручальных колец – символ богатой свадьбы. Свадебные машины часто украшали куклы-невесты, которых усаживали на капоте. Если на «Чайку» денег не хватало, ее с успехом могла заменить «Волга». Стоит сказать также несколько слов о советских свадебных обычаях. Молодоженов, когда они выходили из подъезда дома, часто осыпали деньгами «на счастье», или конфетами, чтобы жизнь была сладкой. Монетки и конфеты потом подбирала детвора. Считалось, что они приносят удачу, поэтому тратили и ели их редко, предпочитая хранить как память.

  Ярким примером советской свадьбы была деревенская свадьба, потому что в деревнях еще сохранялись народные традиции. Справляли свадьбу осенью, после окончания уборочной. Угощение готовили вместе, за несколько дней до праздника. На улице ставили в ряд столы, и на свадьбу приходили все жители села, иногда даже для этого не требовалось специального приглашения - звали всех по умолчанию. Гуляли в СССР на деревенской свадьбе порой целую неделю.

Библиография