Свадебные традиции в мире

  В Индии традиционны и до сих пор весьма распространены браки по выбору, который делают не те, кто вступает в брак, а их родители или старшие родственники.

  Вопрос организации свадебной церемонии обычно инициировала семья невесты, которая действовала через посредников. Посредниками были либо сваты-профессионалы, либо какая-нибудь родственница, обязательно замужняя или в крайнем случае вдова. Астролог – еще один непременный участник индийской помолвки. Именно он составлял гороскопы жениха и невесты, выяснял наиболее удобные и благоприятные сочетания звезд.

  Свадьба проходила следующим образом. Прежде всего надо было умилостивить бога Ганешу, покровителя добрых начинаний. Индийцы считают, что Ганеша «присутствует» везде, где предполагается торжество с участием большого количества людей. Молодые преподносили богу рис, сахар, кокосовые орехи и поливали его статую водой. После этого их разводили по разным помещениям, чтобы они отдохнули и подготовились к предстоящему важному жизненному шагу.

  На следующий день невеста примеряла свадебное платье. Праздничный костюм весит от 5 до 15 кг. Затем невеста участвовала в обряде мехнди: на руках и на ногах ей рисовали сложный орнамент. А сразу после мехнди наступала очередь следующего обряда, может быть, самого древнего из всех – окраска ладоней ярко-желтым порошком. Ладони потом плотно прижимали к свадебной фате. Оставались два ярко-желтых следа – две растопыренные пятерни. Жених сравнивали эти оттиски с руками невесты, чтобы удостовериться в том, что ему не подсунули в последний момент другую девушку. (Интересно отметить, что обряд появился за несколько тысяч лет до того, как в первом полицейском участке сняли первые оттиски пальцев!) Жених приезжал к своей избраннице с пышной свитой. Избранницу окружали девушки, которые пели, шептали ей в уши слова ободрения, натирали руки и шею духами и благовонными маслами.

  Жених свою невесту до того момента не видел ни разу. Будущая свекровь вела его на женскую половину дома. И только тут жених мог увидеть свою избранницу. Впрочем, слово «увидеть» тут вряд ли подходит: с ног до головы невеста была закутана в черное покрывало. Лицо можно было увидеть лишь после обряда бракосочетания.

  Перед женихом и невестой ставили огромный серебряный сосуд, до краев наполненный водой. На дне его лежало обручальное кольцо, а поверхность воды была закрыта листьями лотоса. Нареченные не могли видеть кольца, они искали его в воде и впервые касались пальцами друг друга.

  С той минуты как перстень был найден они становились мужем и женой в Раджастхане. Но сама свадьба не заканчивалась, она продолжалась восемь суток.

  Только через восемь суток начиналась совместная жизнь супругов. Чтобы отвратить зло, какой-нибудь член семьи мужского пола (обычно брат жениха) по окончании церемонии осыпал жениха и невесту лепестками цветов.

  В Китае перед тем, как произойдет сватовство, жених должен был выслать семье невесты предварительную записку-карточку с указанием восьми иероглифов жизни. В ней прописывались фамилия жениха, а также год, месяц, день и час его рождения. По этим данным проводился обряд гадания, и в случае благоприятного исхода, такие же данные, только уже о невесте, высылались семье жениха. Если в течение трех дней, когда карточка находилась в доме, ничего плохого не происходило, давали согласие на брак.

  Огромное значение придавалось двенадцатилетнему звериному циклу. Неблагополучными парами считались молодые, родившиеся в (первый год-жениха, второй-невесты) год лошади и быка, змеи и тигра, крысы и барана, курицы и собаки. Учитывалось и положение годов рождения молодых в цикле пяти стихий: воды, дерева, земли, металла и огня. Залогом долгой семейной жизни было доминирующее расположение года рождения жениха хотя бы в одном из этих циклов. Иногда влюбленным приходилось идти на обман, изменяя дату рождения невесты, лишь бы быть вместе.

  В Китае существовало некое подобие современного брачного контракта. Взаимные брачные поручительства должны быть написаны на бумаге красного цвета, у невесты с изображение феникса, у жениха - дракона. Содержание договора включало в себя сведение о женихе с невестой и их семьях, плюс прописывалась сумма вносимого за невесту выкупа. День заключения брачного контракта служит и днем знакомства родителей.

  В день свадьбы жених приносит к дому невесты подарки, обернутые опять же в ткань красного цвета. В основном, это золотые монеты за то, чтобы подружки выпустили невесту из дома. Зачастую подарок включает в себя пару сережек и четыре браслета. После выкупа жених и невеста становятся на колени перед родителями, предлагая им выпить чай. Таким образом они просят у них разрешения вступить в брак.

  Свадебный пирог в Дании украшают медальонами с портретами жениха и невесты, которые дополняют фруктами и марципанами. А вот бельгийская невеста должна сама вышить свое имя на платке, который берет с собой на церемонию.

  В Китае сильна вера в астрологию. Поэтому и дата свадьбы выбирается согласно астрологическому календарю. Еще один важный атрибут - обряд бракосочетания должен проходить во второй половине часа, то есть во вторые тридцать минут. Дело в том, что стрелки в это время поднимаются вверх, символизируя тем самым начало семейной жизни именно на подъеме. Жениться в первые тридцать минут означает начать совместную жизнь на спаде.

  За время всей брачной церемонии невеста меняет, как минимум, три наряда. Сам наряд представляет собой короткий красный халат, расшитый цветками и помпонами из цветного шелка, и платья (тоже, предпочтительно, красного, но иногда бывает и зеленого). На голове был особый головной убор в виде металлического каркаса, украшенного перьями птиц и медальонами. На лицо опускалась шелковая вуаль.

  Самая странная и немножко грубая традиция в Китае – это смотрины уже после свадьбы. Дело в том, что в этот момент гостям позволялось входить в комнату молодых, где сидела девушка, вслух обсуждать ее и даже говорить любые непристойные вещи. Причем невесте категорически запрещалось на это хоть как-то реагировать. Отделаться от «навязчивых» гостей молодому мужу удавалось лишь деньгами.

  Еврейские свадебные традиции отличаются уникальностью и самобытностью. Каждый ритуал имеет глубокий символический смысл и уходит корнями в глубокую древность.

  Согласно обычаю, за несколько дней до свадьбы молодожены не должны видеться. Встречаются они только на церемонии. Перед ее началом жених на мгновение поднимает фату невесты, чтобы убедится, что это его возлюбленная, и затем вновь опускает. Обряд бракосочетания проходит под хупой. Она представляет собой небольшой тент из четырех колон, сверху накрытый тканью. Поставить хупу могут как в помещении, так и под открытым небом. Это строение имеет глубокое символическое значение. По одной из версий она становится прототипом будущего дома молодых, по другой – символизирует то, что молода семья открыта жизненным ветрам и ненастьям и может им противостоять.

  На еврейской свадьбе должны обязательно присутствовать четыре человека: жених, невеста, раввин и кантор. В начале церемонии молодой одевает избраннице на указательный палец простое золотое кольцо и произносит: «Вот ты посвящаешься мне этим кольцом по закону Моше и Израиля». Затем во время чтения раввином молитвы невеста обходит жениха по кругу несколько раз. Этот обряд можно расценить как то, что молодая оберегает своего мужа от злых духов. Или же жениха сравнивают с королем, которого, подобно верному войску, обходит молодая жена.

  Почти повсеместно в Европе существовал обычай, по которому родители невесты после венчания выбрасывали из верхнего окна дома блюдо с пирогами. Хорошим знаком считалось, если блюдо разбивалось на большое количество осколков.

  В конце церемонии жених своим каблуком разбивает хрустальный бокал (напоминает наш обряд, когда жених и невеста разбивают свои свадебные бокалы). Его предварительно заворачивают в салфетку, чтобы не разлетелись осколки. Во время этого все гости кричат «Мазлтов!», что в переводе означает «Поздравляем, Счастья!».

  Чаще всего этот обычай совершают в память о разрушенном Храме в Иерусалиме. Кроме того, в иудейской, как и в славянской, культуре бытует мнение, что звук разбившегося стекла отгоняет от новой семьи злых духов.

Библиография