Брак в Великом княжестве Литовском

  В Великом княжестве Литовском брачно-семейные отношения регулировались одновременно нормами светского, церковного и обычного права. Основным источником православного канонического права в ВКЛ была Кормчая книга, католического – Corpus juris canonici, с 1563 г. – постановления Тридентского собора.

  До XVI века на территории ВКЛ сохранялось такое явление, как невенчанный брак: играли свадьбу без венчания, невесте давали приданое – деньги либо недвижимость, а жених подписывал вено – своеобразный выкуп невесты. И, несмотря на статьи Статута 1529 года, а затем 1566 года, в жизненной практике шляхты времен ВКЛ существовало два вида брака, причем с одинаковым правовым статусом. Брачный возраст согласно Статуту 1588 г. определялся следующим образом: для мужчин – 18 лет, для женщин – 13.

  Венчанный брак отождествлялся со святым, вечным понятием. Идеал христианского брачного союза – абсолютная моногамия, исключающая второй брак. Однако действительность не соответствовала идеалу: на практике существовала возможность расторжения брака.

  Согласно канонам православной церкви существовали определенные основания для расторжения брака: смерть одного из супругов; прелюбодеяние (церковное право требовало верности как от жены, так и от мужа); неспособность мужа к супружеской жизни; отсутствие без ведома одного из супругов; совершение тяжкого преступления одним из супругов; объявление лица изгнанником; государственная измена одного из супругов; тяжелая болезнь; уход одного из супругов в монастырь; недействительность брака. Таким образом, православное каноническое право предусматривало значительное количество причин для расторжения брака, что давало людям большую свободу действий в данной сфере.

  В отличие от него католицизм и вовсе не допускал подобного. Даже прелюбодеяние и продолжительное отсутствие одного из супругов не являлись в католическом праве основаниями для расторжения брака. Только смерть одного из супругов могла дать свободу заключения повторного брака.

  В светском законодательстве вопросы расторжения брака регулировались Статутами ВКЛ 1529, 1566 и 1588 гг. Согласно Статуту 1566 г. (ст. 18 разд. V) и Статуту 1588 г. (ст. 20 разд. V) все дела супругов, связанные с разводом, должны были рассматриваться только духовным судом. За развод брали деньги - и светские, и духовные суды. Если венчанные браки расторгать приходилось в двух местах: в церкви и в светском суде – в гродском, земском, магистрате – то невенчанными браками занимались только светские власти. Например, в 1557 году Иван Богушевич Таруса вместе с женой Мариной Кумпелевной подал заявление в Гродненский земский суд. Причиной развода были указаны плохие отношения между супругами – и их, невенчанных, сразу развели. Кстати, при невенчанном браке детей могли лишить наследства, если на этом настаивали родственники.

  Не редкостью были ситуации, когда официально не разводились: например, жена собрала вещи и уехала. А если в ее собственности находилась усадьба, то она могла там и жить отдельно от мужа.

  Духовный суд занимался больше причинами развода - изменами, домашним насилием и тем, что белорусским словом называется «пералюб», когда у одного из супругов появлялись чувства на стороне. Cуд рассматривал дело по существу, устанавливал вину каждого из супругов и уважительные причины, на основании которых принималось решение о расторжении брака, а также предусматривались последствия этого расторжения. Только если духовный суд решал, что брак может быть расторгнут, супруги шли в светский суд. Что же касается имущественных споров, возникавших в результате расторжения брака, то они рассматривались светским судом.

  В Статуте четко было прописано, что выдавать женщину замуж можно было только с ее согласия. Но и она не имела права выйти замуж без согласия родителей или родственников. Если у нее уже наступил брачный возраст, а родственники выдавать ее замуж не спешили, то она могла подать жалобу в суд, такие случаи были. И тогда светская власть выдавала ее замуж. Хоть в судах и зафиксированы случаи брака по принуждению, но они не носили массовый характер.

  Девушка могла выйти замуж против воли родителей, но за такой брак полагались санкции. В первую очередь – имущественные. Она оставалась без приданого, без какого-либо имущества и поддержки семьи.

  Женщины высшего сословия ВКЛ занимали практически равные позиции с мужчинами, что было удивительно для жителей европейских католических стран, где костел стремился жестко контролировать семейные и эротические сферы жизни. Вот что писал Варшавский бискуп и кардинал Энияс Сильвус еще в XV веке: «Жены представителей высшего сословия явно наложников держали. Мужья им это разрешают. И люди таких помощников брака называли мужами. Но стыдно держать наложниц, когда есть жена… Брачные связи были достаточно развратными, и из-за этого постановили жениться заново». У священников даже были специальные опросники, где напрямую спрашивалось об интимной жизни прихожан, но насколько откровенно на такие вопросы отвечали прихожане, история умалчивает.

  В больших богатых усадьбах, где жило много людей, все было на виду, что-то скрыть было вряд ли возможно. Конечно, любые любовные связи, особенно влиятельных и богатых людей, сразу же обрастали сплетнями и домыслами. Ими делились на балах и сеймиках, куда съезжалась местная знать. Например, говорили, что жена Короля II Рыжего (1476-1522) Анна Радзивилл держала для сынов Януша и Станислава гарем из 8 наложниц. А сама Анна пыталась добиться внимания великого князя Сигизмунда Августа и постоянно присылала ему подарки. Без скандальных историй, конечно, тоже не обходилось. Например, в 1565 году Вилькамирский повет шокировало убийство Мельхера Вайцеховича. Он вернулся домой от своего друга, был здоров и весел, а на следующий день его жена Катерина Волчковская объявила всем родственникам и друзьям, что он неожиданно умер. Однако следствие выяснило, что убийство организовала сама жена. Помогали ей в этом слуги. Оказалось, что она уже несколько лет встречалась с местным плебаном (католический приходской священник). Отношения с мужем были плохими - он, зная про измены жены, бил ее во время ссор. Вот жена и решила убить мужа. В результате все участники преступления были приговорены к смертной казни. Самой Катерине Волчковской из-за беременности срок исполнения приговора перенесли. Это было не единичное преступление на любовной почве в Великом княжестве Литовском.

  В случае если жена признавалась виноватой и в случае развода она лишалась всего своего приданого. Не многим женщинам хотелось оставаться с плохой репутацией и без средств к существованию. Быть вдовой было намного выгоднее - женщине оставалось не только ее имущество, но и имущество мужа, которым она распоряжалась до совершеннолетия детей. Кстати, муж, чтобы избавиться от любовника жены, мог просто заявить, что тот украл какие-нибудь ценные вещи – и все. Зачастую это срабатывало, сопернику приходилось искать доказательства своей невиновности – в таком случае ему уже было не до любовных утех.

  Великие князья в основном вступали в династические браки, которые, скорее, были политической или экономической сделкой. Пожалуй, единственным исключением стала история любви Сигизмунда Августа и Барбары Радзивилл. Как ее только не называли – и великой блудницей, и польской Мессалиной. Этому браку сопротивлялись и в Польше, и в ВКЛ, где боялись возвышения дома Радзивиллов. Речь Посполитая была возмущена аморальностью этого тайного брака. Барбара же имела не очень хорошую репутацию, она не была королевской крови, да еще и вдова. Королевой она не могла стать. Вопрос об этом супружестве был поставлен на первом же Сейме, созванном после вступления Сигизмунда Августа на престол в 1548 году. И почти все настаивали на расторжении этого супружества. Но король был непреклонен и короновал свою Барбару в Кракове без согласия Сейма. Через год Барбара умерла – как полагают, ее отравили по приказу Боны Сфорцы, матери Сигизмунда, которая была яростной противницей этого брака.

  Среди крестьян при расторжении брака использовались также и нормы обычного права. Крестьянские браки могли быть расторгнуты в результате взаимного согласия супругов. Если оба супруга были согласны на развод, то им следовало обратиться с просьбой расторгнуть брак в духовный или светский суд, который либо отклонял, либо удовлетворял данную просьбу.

  Одновременное регулирование вопросов брака, его расторжения светским, церковным и обычным правом вносило определенные трудности и в то же время способствовало более полноценному и многогранному регулированию рассматриваемых отношений. Приоритет в правовом регулировании расторжения брака в период Великого княжества Литовского был отдан церковному праву, которое характеризовалось существенными различиями при решении данного вопроса католиками и православными. В свою очередь, светское законодательство регулировало в основном имущественные отношения, возникающие в том числе и в результате расторжения брака.

Самые любвеобильные великие князья литовские и короли польские

Библиография